Воскресенье, 01.12.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2013 » Март » 3 » Автомобиль зил-130 и его модификации. часть 7
04:35
 

Автомобиль зил-130 и его модификации. часть 7


отверстие,

заполненное на-
Рис, 16. Механизм для поворачивания выпускного клапана:
/ »— клапан; 2 »— ‘неподвижный корпус; 3 -* шарик; 4 *—* упорная шайба; 5 «-«* замочное кольцо; б я-* пружина клапана; 7 тарелка пружины клапана; 5 — сухарь клапана; 9 — дисковая пружина механизма; /0 **« возврат­ная пружина;-11 наполнитель; 12 » наплав­ка; /3 заглушка
Выпускные клапаны для повышения срока их службы
принудительно поворачива­ются во время работы двига­теля специальным механизмом. Механизм для поворачивания вы­пускного клапана показан на рис, 16.
При появлении стуков в клапанном механизме необходимо прове­рить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (доя впускных и выпускных клапанов). Регулирование зазоров в клапан­ном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировоч­ным винтом с контргайкой, расположенным в коротком плече коро­мысла.
Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно устано­вить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажи­гай mi, расположенном на датчике ограничителя максимальной ча­стоты вращения коленчатого вала.
В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов:
впускного и выпускного 1-го ци­линдра
выпускного 2-го цилиндра впускного 3-го »
выпускного 4-го цилиндра выпускного 5-го У> впускного 7-го » впускного 8-го >
Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот).
Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.
При любой разборке двигателя, прошедшего более 70 тыс. км, необходимо проверять состояние возвратных пружин и шариков механизма для поворачивания выпускного клапана.
При обнаружении на витках пружины следов изнашивания пружину необходимо повернуть изношенным участком вниз. При сборке механизма для поворачивания клапана надо обратить вни­мание на правильность установки шариков и пружин; пружины должны быть расположены позади шарика относительно выбранного направления вращения.
Толкатели клапанов стальные, пустотелые. Для повышения надежности пары кулачок — толкатель на торец толкателя наплав­лен специальный чугун. В нижней части толкателя просверлены отверстия для смазывания.
Впускной трубопроводиз алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками блока и снабжен жидкостной полостью для подогрева смеси. Момент затяжки гаек крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров должен быть в пределах 15—20 Н-м(1,5—2 кгс-м). Гайки нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.
Выпускные газопроводы — чугунные, по одному g каждой сто­роны блока.
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА
Смазочная система двигателя смешанная; масло подается под дав­лением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе.
Масляный насос двухсекционный, шестеренный. Верхняя сек­ция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редук­ционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегули­рован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую. Пере­пускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).
Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последователь­но. Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, соз­даваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера /.
Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находя­щиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются, в результате чего образуется плот­ный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновре­менно со сменой масла в картере двигателя.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:
1) отвернуть гайку 15 и снять кожух 8;
2) вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить jb отверстие стер­жень, удерживающий корпус от вращения;
3) отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14;
4) снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6;
5) очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;
6) очистить от грязи прокладку 2 кожуха.
Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недо­пустимо, так как приводит к течи масла.

Рис. 17. Схема смазочной системы двигателя:
а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; ь — смазывание регули­ровочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; / — масляный насос; 2 — канал Для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспредели-тельная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного сниже* ния давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из ком­прессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости Для центробежной очистки масла а шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 —* маслоприем* иик; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 —* кран выключения масляного радиатора; 18 ^ канал в стойке коромысла клапана; 19 —* полая ось коромысла^ 20 =~ от­верстие в шатуне Для подачи масла иа стенку цнлнндра
Рис. 18» Фильтр очистки масла:
/ ~ жиклер; 2 — лроклад* ка; 3 — ротор; 4 — у плот­ните л ьное кольцо; 5 — кол­пак ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — колпак фильтра; 9 —* ось; 10 — кольцо вставки; И стопорное кольцо; 12 про­кладка гайки; 13 — шайба гайки; 14 и 15 — гайки; 16 — гайка—барашек; 17 — упорная шайба; 18 — труб­ка оси; 19 — упорное коль­цо шарикоподшипника; 20 — упорный подшипник; 21 основание фильтра; 22 —* перепускной клапан

Сборку проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, отцентрировав его по буртику корпуса 3 центрифуги.
Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вра­щается от руки центрифуга. Гайку 15 крепления кожуха следует затягивать усилием, не превышающим усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников. Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 16 на оси» снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение упорного кольца 19 шарикоподшипника в корпус фильтра. При засорении втулок следует промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров / прочищать их нужно таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку корпуса 3 на ось 9 проводят в обратной последовательности.
После очистки и окончательной сборки проверяют вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.
Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный кла-
2 Зак. Б
пан 3 (рие. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорыва­ющихся в картер двигателя. При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопро­воде снижается, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.
Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двига­теля картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр /, объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при смене масла в двигателе.
Масляный радиатор — воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором си-

Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя:
i f— воздушный фильтр; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан; 4 — стакан пружины; 5 «
пружина; 6 — шарик клапана; 7 1итуцер
Рис» 20. Указатель уровня масла;
I—I ±~ ы етк а,- соотв етству юща я
(уровню масла до пуска двигателя ;
~f метка, соответствующая уров­ню мае л а в прогретом двигателе че­рез 2«3 мин после его остановки

стемы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске хо­лодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.
Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по ука­зателю, на котором нанесены три метки; «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно» (рис. 20). Метка «Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя, прогре­того до рабочей температуры.
Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре ав­томобиля в пути. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, опре­делить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуата­ция автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».
При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и ка­налов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно». Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормаль­ный уровень должен быть не выше прямоугольной метки. Превыше­ние нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горя­чем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается!
Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазы­вания.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Система питания двигателя (рис. 21) — принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа. Топливом для дви­гателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76. Применение автомобильного бензина более низкого качества может служить причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повы-
шенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогорание прокладок и головок блока и д.).
Топливный насос (рис. 22) — диафрагменный, герметичный, с ры­чагом для ручной подкачки топлива.
При температуре окружающего воздуха ниже — 30° С подкачку топлива необходимо осуществлять только после прогрева двигателя подогревателем.
Не следует без необходимости разбирать топливный насос во избе­жание появления течи между плоскостями разъема крышки, головки и корпуса. При разборке насоса нужно снять сетку и промыть ее в чис­том бензине. Разбирать и собирать насос надо осторожно, чтобы не повредить диафрагму и прокладку.
При замене диафрагмы, чтобы не повредить лист прорезиненной диафрагменной ткани, необходимо осторожно завертывать гайку тол­кателя. Во время сборки диафрагмы следует проверить, не попали ли между тарелками и диафрагмой частицы пыли, опилки, металлическая стружка и т« дм так как это приводит к ускоренному изнашиванию диафрагмы.
При сборке головки топливного насоса с корпусом соединительные винты 2 следует затягивать, когда диафрагма занимает нижнее поло­жение.
Фильтр тонкой очистки топлива (рис, 23) с керамическим фильтрую­щим элементом и свемным пластмассовым стаканом-отстойником 5
9 10 11 12 13 п

Рис. 21. Схема системы питания двигателя:
с — открыт выпускной клапан; б — открыт впускной клапан; 1— топливный насос; 2 — фильтр тонкой очистки топлива; 3 — карбюратор; 4 — фильтр-отстойник; 5 — датчик указателя урос-» ня топлива в баке; 6 — топливный бак; 7 — угольник; 8 — пробка бака; 9 — обойма; 10 — резиновая прокладка; // — корпус; 12 — выпускной клапан; 13 — пружина выпускного кла­пана; 14— впускной клапан; 15 — пружина впускного клапана; /б — рычаг пробки бака; 17 -
приемная трубка; 18 — сетчатый фильтр


Рис. 23. Фильтр тонкой очи­стки топлива:
1 — входное отверстие; 2 — вы­ходное отверстие; 3 — корпус фильтра; 4 — прокладка кор* пуса; 5 — стакан—отстойник; 6 — керамический фильтрующий элемент; 7 — пружина; 8 — втулка; 9 — гайка; 10 — зажим-» ной винт; // — скоба
Рис. 22. Топливный насос:
/ -* выпускной клапан; 2 — соединительный винт; 3 — головка насоса; 4 — диафрагма; 5 — возврат­ная пружина коромысла; 6 — коромысло; 7 — ось коромысла; 8 — рычаг для ручной подкачкн топ­лива; 9 — упорная шайба; 10 — толкатель; 11 пружина диафрагмы; 12 — корпус; 13 — впуск­ной клапан; 14 — резиновая прокладка; 15 — сет­чатый фильтр; 16 — штуцер для подвода топлива; 17 — крышка; 18 — штуцер для отвода топлива
установлен перед карбюра­тором. Фильтр следует перио­дически промывать ацетоном, фильтрующий элемент про­дувать сжатым воздухом,
подводя его изнутри эле­мента, для чего предварительно надо отвернуть гайку и снять ста­кан-отстойник. При разборке и промывке фильтра нужно особенно осторожно обращаться с фильтрующим элементом.
Запрещается снимать фильтрующий элемент, заменять его сле­дует только через 20—25 тыс. км пробега.
Топливный бак закреплен на кронштейнах на левом лонжероне рамы под платформой. Заливная горловина бака закрывается откид­ной герметичной крышкой с двумя клапанами (впускным и выпуск­ным). Такое устройство крышки обеспечивает выравнивание давле­ния в баке и уменьшает потери топлива от испарения и расплескива­ния. Периодически следует проверять и подтягивать гайки крепле­ния бака.
Топливный фильтр-отстойник (рис. 24) установлен на переднем кронштейне топливного бака. Для промывки элемента необходимо отвернуть болт 4 крышки фильтра и снять корпус / вместе с фильтру­ющим элементом. Во время разборки фильтра-отстойника важно не повредить прокладку 2, обеспечивающую герметичность соединения корпуса с крышкой.




Связанные статьи:
No related posts

Просмотров: 786 | Добавил: oncediss | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031