Система смазки ГАЗ-51/52
Система смазки ГАЗ-51/52
Система смазки двигателя ГАЗ-51/52 комбинированная. Масло подается к поверхностям трения под давлением и путем разбрызгивания (фиг.1).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распре-делительного валов. Масло подается к ним по просверленным масляным каналам в блоке цилиндров и в коленчатом валу.
Зеркало цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей ГАЗ-51/52 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников коленчатого и распределительного валов и из отверстий в нижних головках шатунов.
Масло, поступающее из указанных мест, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя вращающимся коленчатым валом и в виде мельчайших капелек попадает на поверхности трения.
Струйки масла, выбрасываемые из отверстий в нижних головках шатунов, когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным, попадают непосредственно на стенки цилиндров, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей.
К стержням толкателей смазка поступает самотеком из специальных карманов в клапанной коробке; таких карманов — шесть, по одному карману на каждые два клапана. Масло в виде тумана и брызг попадает в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия в нижней ее стенке и, стекая, накапливается в карманах.
Стержни клапанов ГАЗ-51/52 смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Распределительные шестерни ГАЗ-51/52 смазываются пульсирующей струей масла, которая поступает через трубку из переднего подшипника распределительного вала. На передней шейке распределительного вала сделаны две канавки, которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку 1 (см. фиг. 11) с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
К упорному подшипнику распределительного вала смазка поступает также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом 90° одно к другому отверстиями.
Подшипники валика водяного насоса и агрегаты электрооборудования смазываются из отдельных масленок.
Как видно на фиг. 1, масло засасывается шестеренчатым насосом 3 из масляного картера через маслоприемник 18, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц из картера в масляную магистраль. В случае засорения сетки масло поступает в насос, минуя сетку, через специальное отверстие, расположенное в ее центре.
Фиг. 1. Схема смазки двигателя ГАЗ-51/52
1—трубка смазки распределительных шестерен, 2—масляный канал к подшипникам коленчатого и распредели-тельного валов. 3-шестерни масляного насоса, 4-масляный радиатор, 5—кран масляного радиатора, 6—предохранительный клапан. 7— пробка, 8—прокладка, 9—пружина, 10—плунжер, 11—крышка маслоналивного патрубка, 13—фильтр тонкой очистки, 13—перепускной клапан, 14-рукоятка фильтра грубой очистки, 15—фильтр грубой очистки, 16—сливная пробка. 17—маслоприемник
Когда сетка не засорена, это отверстие закрыто, так как сетка прижимается к поддону маслоприемника вследствие собственной упругости и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки.
Через плавающий маслоприемник из картера в насос поступает наиболее чистое (из верхних слоев) масло.
Из насоса ГАЗ-51/52 масло подается по перекидной трубке на левую сторону двигателя в масляный фильтр и далее в продольный масляный канал блока цилиндров. Таким образом, все масло, подаваемое насосом в продольный канал, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, задерживает значительную часть частиц грязи (величиной более и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Из продольного масляного канала по четырем поперечным каналам 2 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.
К шатунным подшипникам масло подводится от коренных подшипников по наклонным каналам, просверленным в теле коленчатого вала.
Параллельно масляной магистрали включен масляный фильтр ГАЗ-51/52, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состоянии, и смолистые вещества, не задерживаемые фильтром грубой очистки.
Через фильтр ГАЗ-51/52 проходит только некоторая часть масла, подаваемого насосом. Однако вследствие высокой производительности масляного насоса через этот фильтр за сравнительно короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
Масло поступает в фильтр тонкой очистки по трубке из продольного масляного канала. Очищенное масло стекает также по трубке в маслоналивной патрубок и оттуда в картер двигателя. Маслоналивной патрубок закрыт герметичной крышкой.
В системе смазки двигателя ГАЗ-51/52 имеется три клапана: редукционный (см. фиг. 1), находящийся на крышке масляного насоса, перепускной 14 в крышке фильтра грубой очистки и предохранительный 10 перед масляным радиатором. Все три клапана регулируют на заводе путем подбора пружин.
Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) во время эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ГАЗ-51/52 ограничивает давление в системе смазки. Предельное давление в системе — 4 кг/см2. Без редукционного клапана давление в системе смазки будет чрезмерно высоким, так как масляный насос рассчитан на подачу большего количества масла, чем нужно для смазки нормально работающего двигателя. Это в особенности относится к двигателю, работающему после пуска на застывшем масле.
При увеличении сопротивления фильтра вследствие его засорения, а также при работе двигателя на густом, холодном масле, с трудом проходящем через фильтр, клапан 14 пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки в продольный масляный канал. Этот клапан отрегулирован на разность давления перед фильтрующим элементом и за ним 0,7—0,9 кг/см2.
Предохранительный клапан 10 открывается при давлении около 1 кг/см , вследствие чего масло циркулирует через радиатор только тогда, когда давление в системе смазки превышает 1 кг/см .
Давление масла в системе смазки двигателя ГАЗ-51/52 при движении автопогрузчика со скоростью 20 км/час должно быть приблизительно 2— 4 кг/см2. Давление может повыситься при работе холодного непрогретого двигателя до 4,5 кг/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. При малых оборотах на холостом ходу давление должно быть приблизительно 1 кг/см2.
Падение давления масла на средних оборотах ниже 1 кг/см указывает на неисправность двигателя или масляного насоса. Эксплуатация такого двигателя не допускается.
Резкое падение давления в системе смазки ГАЗ-51/52 до нуля на средних оборотах может быть следствием неисправности масляного манометра и его датчика пли заедания (засорения) редукционного клапана, когда он открыт.
Масляный насос ГАЗ-51/52
Шестеренчатый масляный насос ГАЗ-51/52 (фиг. 2) установлен снаружи, на правой стороне двигателя. Цилиндрическим хвостовиком корпус насоса входит в отверстие блока цилиндров. Корпус насоса прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами. Между блоком и насосом установлена уплотняющая паронитовая прокладка.
Привод насоса ГАЗ-51/52 осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня привода изготовлена за одно целое с распределительным валом; ведомая шестерня 6 привода закреплена на конце валика 5 масляного насоса штифтом 7.
Рабочие шестерни насоса 3 и 11 — цилиндрические с прямыми зубьями.
Фиг. 2. Масляный насос ГАЗ-51/52
а — старой конструкция; б — новой конструкции: в — внешний вид насоса; 1 — прокладка; 2—корпус насоса; 5—ведомая шестерня; 4 — ось ведомой шестерни; 5 — валик, 6 — шестерня привода насоса и распределителя; 7, 8 и 17—штифты; 9— упорное кольцо; 10 — сегментная шпонка; 11 — ведущая шестерня; 12 — крышка насоса; 13—пробка; 14—пружина редукционного клапана; 15 — направляющий колпачок редукционного клапана; 16 —шарик редукционного клапана.
В насосе старой конструкции осевая сила, возникающая при его работе вследствие наличия в приводе пары шестерен со спиральными зубьями (на фиг. 2 направление этой силы показано стрелкой), воспринималась специальным упорным кольцом 9, закрепленным на валике 5 штифтом 8, а в насосах новой конструкции она воспринимается непосредственно торцом шестерни 11.
Шестерня 3 свободно вращается на оси 4, впрессованной в корпус насоса. Направление вращения рабочих шестерен (со Стороны крышки) и движение масла внутри насосов показано на фиг. 3 стрелками. Рабочая полость насоса с шестернями закрыта крышкой 12 (фиг. 2), в которой помещен редукционный клапан.
3-Схема работы масляного насоса ГАЗ-51/52
а – впускная полость, б – нагнетательная полость
Насос масляный ГАЗ-52 в сборе 51-1011010-04
1 - Прокладка крышки 49-1011031
2 - Шестерня 70-6603-Б
3 - Корпус в сборе 11-6606-Б
4 - Ось шестерни 70-6604-В
5 - Корпус 70-6604-В
6 - Шайба 252136-П2
7 - Прокладка 11-6605-А1
8 - Шестерня привода 11-6551
9 - Штифт 4х22 258616-П
10 - Болт М10х30 201499-П8
11 - Валик в сборе 51А-1011040-02
12 - Штифт 3х18 258926-П
13 - Валик 70-6609-Б
14 - Болт М8х25 201458-П8
15 - Шайба 252135-П2
16 - Крышка в сборе 49Б-1011050
17 - Крышка 49Б-1011052
18 - Плунжер редукционного клапана 51А-1011062
19 - Пружина редукционного клапана 21-1011058-Б
20 - Прокладка O18 297248-П
21 - Пробка редукционного клапана 296494-П8
Фильтр масляный ГАЗ-51/52
Фильтр масляный ГАЗ-51/52 (фиг. 4) снабжен сменным фильтрующим элементом, который задерживает мельчайшие частицы грязи, песка, металла, нагара и т. п. Так как фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление прохождению масла, фильтр тонкой очистки включен параллельно масляной магистрали.
Фиг. 4. Масляный фильтр ГАЗ-51/52
1 — пробка сливного отверстия; 2 — фильтрующий элемент; 3 — трубка впускная; 4 — крышка корпуса; 5— стяжной болт; 6—пружина; 7 — прокладка крышки; 8 — корпус; 9—диск фильтрующего элемента; 10 — прокладка фильтрующего элемента; 11— центральный стержень; 12 — стяжка; 13— перепускное отверстие фильтрующего элемента; 14 — трубка выпускная; 15—ручка фильтрующего элемента; 16—крышка фильтрующего элемента; 17—стяжка.
Масло, поступающее в корпус 8 фильтра по трубке 3 из продольного масляного канала блока цилиндров, заполняет полости между пластинами 9, откуда оно постепенно проходит под давлением в радиальные канавки прокладок 10 и далее в центральную полость фильтрующего элемента.
Из этой полости чистое масло поступает в центральный стержень 11 через дроссельное отверстие диаметром 1,6 мм в верхней части его и затем по сливной трубке 14 стекает в картер двигателя. В процессе фильтрования находящаяся в масле грязь оседает в полостях между пластинками во время медленного прохождения масла сквозь пористую массу картона пластин и прокладок.
Очистка масла продолжается до заполнения грязью полостей, образованных пластинами и прокладками, после чего фильтрация практически прекращается и отработавший фильтрующий элемент должен быть заменен новым.
Пока двигатель не прогрелся, циркуляция масла через фильтр масляный ГАЗ-51/52 затруднена. Чтобы после пуска двигателя фильтр быстрее вступил в работу, в нижней крышке фильтрующего элемента имеется калиброванное перепускное отверстие 13 диаметром 1,1 мм, по которому масло проходит в центральную полость элемента, минуя элемент.
Благодаря циркуляции масло в фильтре быстро нагревается и начинает проходить через фильтрующий элемент. Перепускное отверстие 13 для предохранения от засорения прикрыто обоймой сальника нижней крышки с шестью отверстиями, через которые масло поступает к нему.
Фильтр масляный в сборе 52-04-1017010
1 - Корпус масляного фильтра в сборе 52-04-1017015
2 - Пробка 296499-П8
3 - Прокладка 297248-П
4 - Пружина 202-6092
5 - Шарик 353087-П
6 - Корпус масляного фильтра 52-04-1017020
7 - Втулка корпуса 52-04-1017022
8 - Прокладка 52-04-1017065
9 - Элемент фильтрующий в сборе 52-04-1017140
10 - Чашка опорная 52-04-1017098
11 - Кольцо уплотнительное 52-04-1017062
12 - Шайба 252007-П8
13 - Пружина 13-3407130
14 - Отстойник в сборе 52-04-1017056
15 - Пробка К 1/4" 353052-П8
16 - Шайба уплотнительная 52-04-1017033
17 - Болт М12х1,25х110 291577-П8